Слайд 2

Славянская мифология- это мифологические представления о мире древних славян, времени их единства, то есть до конца I тысячелетия н.э. До наших дней дошла в основном в поверьях, земледельческом календаре и в обрядовых, игровых ритуалах, проводимых во время праздников.

Слайд 3

Также некоторые сведения о мифологии славян получено из летописей, созданных славянскими авторами (служителями церкви, монахами), и средневековых хроник путешественников, написанных на латинском или немецком языке. Отдельные фрагменты славянской мифологии представлены в произведениях византийских и арабских средневековых писателей.

Слайд 4

В IX веке Русь приняла христианство. Языческие верования было запрещено, поэтому записи славянских мифов на Руси беспощадно уничтожали. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среды, соединила праздники поклонения языческим богам с культами христианских святых. Праздник Купала, персонажа летнего праздника солнцестояния был заменен в день Иоанна Крестителя, бога грозы Перуна- в день Ильи Пророка. Так шел постепенный процесс замены язычества православием.

Слайд 5

Некоторые люди и сейчас верят в домовых и леших - богов низшего уровня славянского пантеона. Память об этих божеств сохранилась в обрядах и сказках. Но главные герои сказок, дошедших до нашего времени- это уже богатыри- христиане, хотя некоторые из них носят древние языческие имена (например, Добрыня Никитич).

Слайд 6

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ

Слайд 7

Древние славяне верили, что существовал первый бог, который начал все. Они называли его Всевышним. Он создал своим мнением яйцо, из которого появился Род. Род начал творить мир. Многие слова происходят от имени этого бога: "родной", "родить", "природа".Род родил Сварога, бога неба и огня.

Слайд 8

  • Бог грома Перун

Величайшим богом у славян считался Велес, его называли сыном Сварога, братом бога грома Перуна. Существовал миф о том, что благодаря Велесу земля, создана его отцом, начала двигаться.

  • Бог плодородия и богатства Велес
  • Слайд 9

    Некоторые исследователи древности утверждают, что у славян была "Велесова книга", в которой была изложена история славян и других народов к IX в. Также в ней содержались молитвы и заклинания. До настоящего времени она не дошла.

    Слайд 10

    СЛАВЯНСКИЕ ВЫСШИЕ БОГИ

  • Слайд 11

    В славянской мифологии существуют высшие и низшие боги. Высшие управляли природными явлениями и стихиями. Их уважали и боялись, пытались умилостивить жертвоприношениями и молитвами.На Руси было три похожих бога Солнца - Дажьбог, Хорс и Ярило. Каким образом они различались? Дажьбог был богом дневного света, в любую погоду светит в нашем мире. Он противостоял темноте. Одна из самых коротких молитв, которые дошли до нас, и с которой славяне обращались к Дажьбога: "Дай Бог!"

    Слайд 12

    Хорс- бог солнечного диска. От его имени происходят слова "хороший" и "хоровод". Ему поклонялись земледельцы.

    Слайд 13

    Ярило был богом весеннего света, тепла и возрождения жизни. Его праздник отмечался в апреле. В этот день парня с рыжими волосами одевали в белые одежды и плели ему венок из первых полевых цветов.

    Слайд 14

    Стрибог - бог ветра. Он родился с дыхания Рода. Этот бог управлял ветром и мог вызвать и унять бурю.

    Слайд 15

    БОГИНИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

    Древние славяне считали землю живой и называли ее матушкой сырой землей. Ее представляли в виде человека с волосами (трава, деревья, цветы), костями (скалы, камни), кровью (реки) и жилами (корни деревьев). Ураган означал, что она сердится, солнечный и погожий день - радуется. Люди приходились к земле, чтобы набраться сил.

    Слайд 16

    Богиня Жива олицетворяла весну, красоту и юность. Люди считали кукушку воплощением Живы. Она может сказать, сколько осталось человеку жить на земле, девушки узнавали, удачное будет в них замужество. Этот ритуал сохранился и поныне. Люди, приходя в лес, обязательно спрашивают у кукушки: "Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить?" - И считают, сколько раз она прокует.

    Твердякова Лариса
    Образовательный проект «Мифы и предания древних славян»

    «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку

    раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

    А. Н. Толстой

    Тип проекта: комбинированный.

    Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети 6 - 7 лет группы для детей с ОНР МДОБУ детский сад № 1 МО Кореновский район.

    Срок реализации: 6 месяцев.

    Условия реализации: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность, материальное обеспечение.

    Актуальность

    Народное искусство – фольклор, деревянное и каменное зодчество, вышивки и кружева, разнообразные изделия народного быта – весь этот многокрасочный мир творчества людей исторических обстоятельств стал для большинства русских людей «преданьем старины глубокой». А ведь в фольклоре, народных ремеслах зашифрованы архетипические особенности нации, то, что определяет поведение народа и остается с ним, пока существует этот народ.

    В те, не очень далекие, но отдаленные от нас великими потрясениями времена и крестьяне, и интеллигенция были в курсе самих истоков народной культуры. Теперь, к сожалению, эти связи во многом утеряны, и интерес к данному вопросу необходимо возрождать. Начинать это благородное дело нужно с приобщения детей к народной культуре, что, возможно, лучше усилий в других направлениях послужит национальной идее, так как принадлежность к большой народной культуре лучше, чем военные или хозяйственные успехи, способствует национальному самоуважению.

    Общеизвестно, что древние торжественные языческие обряды по мере выветривания веры в их магическую силу превращались в веселую забаву деревенской молодежи и постепенно снижались до полуосмысленной детской игры. В этом, почти неузнаваемом, виде многие из них дожили до XX в. Точно так же и древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин "волшебная сказка" новый, чисто кабинетный, но в нем заключен глубокий языческий смысл - ведь "волшебник" - это жрец, волхв, занимающийся "волшвением" - гаданием и заклинанием добра и зла.

    Итак, учитывая комплексные нарушения речи, несовершенство высших психических функций, эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи, считаем проект по формирование импрессивной речи дошкольников с ОНР посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян актуальным и необходимым в коррекционном процессе.

    Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : формирование импрессивной речи посредством знакомства дошкольников с мифами и преданиями древних славян.

    Проблемные вопросы.

    Как заинтересовать детей и родителей в совместной работе над изучением мифов и преданий древних славян как средства развития нравственно-патриотических чувств?

    Какие мероприятия, проводимые в рамках ДОУ, способствуют активизации работы с детьми в данном направлении?

    Как научно и доступно рассказать и правильно объяснить детям о

    некоторых исторических событиях, традициях, фактах русского народа?

    Цель проекта:

    формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного (коррекционного) педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.

    Задачи проекта

    Для детей

    Расширять знания детей о мифах и преданиях древних славян, их

    Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки

    (звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность речи). Формировать импрессивную речь и словарь детей по теме. Обучать детей пересказу знакомых сказок с опорой на зрительные образы. Формировать способность передавать содержание без пропусков и искажений. Формировать представления о главном в характере героев. Совершенствовать грамматический строй речи.

    Развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию

    движений, воображение.

    Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,

    инициативности, ответственности, самостоятельности, соревновательные качества, чувства взаимовыручки и поддержки. Формировать интерес к чтению художественной литературы.

    Воспитывать интерес к истории Родины, чувства гордости за

    русский народ.

    Для педагогов:

    Разработать цикл НОД по теме;

    Разработать цикл игровых и интерактивных заданий и упражнений на основе развивающих игр;

    Разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме «Мифы и предания древних славян»;

    Разработать конспект итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

    Для родителей:

    Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по формированию импрессивной речи у ребёнка;

    Оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию грамматически правильной связной речи у детей с ОНР;

    Показать родителям значимость своевременного формирования импрессивной речи у детей дошкольного возраста.

    Форма проведения итогового мероприятия проекта: видеопоказ итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

    Новизна

    Применение систематизированного материала.

    Обеспечение мотивации к процессу обучения.

    Интеграция образовательных областей и чередование различных видов деятельности.

    Использование цифровых образовательных ресурсов.

    Для реализации проекта материал подобран в соответствии с возрастом

    и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, разработан методический план работы.

    Этапы проекта

    1. Подготовительный этап:

    Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

    Распределение заданий между участниками проекта.

    Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

    Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по проекту.

    2. Практический этап:

    Реализация задач проекта «Мифы и предания древних славян» предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.

    Интеграция образовательных областей

    проекта «Мифы и предания древних славян»

    СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

    Тематические занятия.

    Чтение и анализ сказок «Новогодняя елка», «Морозко», «Два мороза», «Мороз Иванович», «Белый снег», «Двенадцать месяцев».

    Чтение и анализ сказок «Крылатый, мохнатый да масленный», «Два мороза», «Мороз Иванович».

    Чтение и анализ серии сказок «Домовенок Кузька и друзья спасают Новый Год». Т. Александрова.

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

    Лабиринты:

    «Найди дорожку»

    «Чем любят полакомиться домовые?»

    «Помоги пройти ледяной лабиринт и не попасть в ловушку»

    «Соедини одинаковые снежинки – помоги Снежевиночке добраться до Волшебных Ворот»

    «Найди путь к ледяной долине»

    Дидактические игры:

    «Чего не хватает у предмета?»

    «Найди отличия»

    «Найди две одинаковые снежинки (свистульки)»

    «Кто лишний».

    «Определи зимнюю и летнюю одежду»

    «Определи лиственные и хвойные деревья»

    «Кто где живет?»

    «Дорисуй шапку»

    «Помоги Бабе-Яге найти нужное зелье»

    «Какой цвет получится, если смешать разноцветные зелья?»

    Интерактивные игры:

    «Найди тень»

    «Дорисуй предмет».

    Времена года.

    Растительный мир.

    Животный мир.

    Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

    Упражнения:

    «Напиши пропущенные цифры»

    «Реши сказочные задачи»

    «Нарисуй по точкам рисунок»

    «Нарисуй по точкам рисунок»

    «Обведи и раскрась заданные фигуры»

    «Дорисуй снежинку по клеточкам»

    «Дорисуй снежки, чтобы равенство или неравенство было верным»

    РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

    Подбор дидактического материала и оборудования для реализации проекта

    Дидактические и интерактивные игры:

    «Кто лишний?»

    «Кто где живет?».

    «Сколько букв нарисовано?»

    «Впиши недостающие буквы»

    «Найди имена героев сказки в таблице»

    «Расшифруй послание»

    «Кроссворд»

    «Реши чайнворд»

    Пересказ детьми сказок по плану, рисуночному плану, по вопросам.

    Составление творческих рассказов.

    Чтение русских народных сказок, былин.

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

    Раскрашивание и штриховка картинок по мотивам литературных произведений.

    Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики по мотивам сказок.

    Конструирование из кубиков «Сложи картинку» по мотивам сказок.

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

    Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН.

    Раскрашивание картинок по сказкам (мелкая мускулатура рук).

    Настольно-печатные и интерактивные игры по мотивам сказок.

    Русские народные игры:

    Серый волк

    Волк и овцы

    Коршун (святочная)

    Мясник и овцы

    Кружево

    Флюгеры – 22 (бог ветров, направление сторон света)

    Вязанки

    День и ночь

    Мышка и четыре угла (3-5 человек)

    Кошка и мышка

    Обезьяны (бег с препятствиями)

    Здравствуй, сосед! (прыжки на одной ноге)

    Горшок – 42 (улица)

    Погоня слепых друг за другом (забава)

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

    Консультации для родителей в уголке для родителей «Речецветик»:

    1. Мифы и предания древних славян.

    2. Сказочный мир русского народного искусства.

    3. Прочтите детям о мифических существах: Домовой.

    4. Прочтите детям о мифических существах: Леший.

    5. Масленница.

    Заключительный этап.

    Обработка и оформление материалов проекта;

    Оценка результатов работы всех участников проекта;

    Проведение открытого итогового мероприятия на РМО учителей-логопедов по проекту «Мифы и предания древних славян» в форме занятия типа «Следствие ведут знатоки» «Этнокарты».

    Мультемедийная презентация проекта на районном методическом объединении учителей-логопедов и родительском собрании в ДОУ.

    Выводы:

    Реализация данного проекта будет способствовать развитию партнерских отношений ДОУ и семьи в воспитании патриотизма у дошкольников, повысить уровень формирования импрессивной и грамматически правильной связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Проект обогатит восприятие самооценки каждого субъекта образовательного процесса и роли каждого в историческом развитии.

    Мифы древних славян 5 класс


    • Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом.
    • Сварог очень способствовал развитию знаний. Он подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо.



    Даждьбог

    Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне верили, что

    Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки - утром и вечером - он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.


    • Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей и Водой.
    • Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богинии Доля и Недоля , связующие покутными нитями человека с плодами его трудов - добрыми или злыми.

    Лада

    Лада - мать Богов, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, урожая, плодородия. Богиня Земли. Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.


    • Велес - покровитель домашнего скота и богатства, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев. Ему подчинялись все низшие духи. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка..

    Ярило – Бог солнца. Его можно

    назвать в какой-то степени богом любви. Ярило представляли себе юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне. Ярила был богом весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносил ее с собой, распространял весеннее солнечное тепло.


    Стрибог - бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей. А вообще ветер обычно предстваляли в обраце седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря -океяна.


    Хорс - бог Солнца - светила. Перед утром Хорс отдыхает на острове Радости, а потом в своей солнечной колеснице выводит Солнце на небо. Хорс считается повелителем молний, поэтому его обычно представляли в образе златокудрого всадника едущего по небу в колеснице или просто скачущего на коне.


    • Мара - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена (дочь) Кощея. и дочь Лады. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как "мор", "морок", "мрак", "марево", "морочить", "смерть". Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Ее символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

    Чернобог

    Чернобог (черный Змей, Кащей) Повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Чернобог изображался в виде человекоподобного идола, окрашеного в черный цвет с посеребреными усами. Ему приносились жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносили часто кровавые и человеческие, убивали пленников, рабов и коней.


    Чур - Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ домашнего очага. Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы. На межах, границах своих владений наши предки ставили истукана с вырезанными на нем символическими родовыми знаками, считавшимися священными. Чур охранял человека от всякой "порчи" , "Нечистой силы". Видимо, поэтому мы иногда и говорим: "Чур меня" когда хотим защититься от чего-то нехорошего.

    Реферат на тему:

    «Славянские мифы»

    Выполнил: ученик 6 класса

    МОУ «Мисцевская основная школа№1

    Таранов Сергей

    Преподаватель: Роман Д.Н.

    Вступление

    II. Боги древних славян

    Велес и Велесова книга

    Солнечные божества

    Женское божество Макошь

    2. Водяной

    4.Волкодлаки

    5. Полевой

    IY. Заключение

    Y. Библиография

    Вступление

    Мифология – это фантастическое представление о мире, как правило, передаваемое в форме мифов. Мифы – это рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни.

    Славянская мифология – это представления наших предков о космосе, природе, жизни животных и птиц, о человеческой судьбе. Чаще всего славянскую мифологию подразделяют на две части: 1. поклонение природе и стихиям; 2. Поклонение божествам, олицетворяющим эти явления.

    Одним из главных верований древних славян было поклонение силам окружавшей их природы. Славяне почитали огонь, так как эта стихия давала тепло и свет, и воду, без которой невозможна жизнь. Славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Наши предки одухотворяли землю, называли ее Матерью – сырой – землей и считали ее женским божеством плодородия. Кроме того, славяне поклонялись камням и горам, кустам и деревьям, целым рощам, а также четвероногим зверям и птицам и, наконец, звездам, месяцу и солнцу.

    ^ II. Боги древних славян

    Главными героями мифов были, конечно, боги. Одно и то же божество в славянской мифологии могло иметь несколько имен. Расскажем о некоторых из них

    Бог Перун олицетворял собой грозовые природные стихии – грозу, молнию, дождь, от которых зависела судьба урожая. В мифах его представляли в образе рыжеволосого мужчины с который ездит по небу в колеснице с луком и стрелами. огненные стрелы Перуна проходят сквозь землю, проникают на определенную глубину и спустя определенный период (обычно через семь лет и сорок дней) возвращаются на поверхность. Гнев Перуна мог вызвать смерть и разрушения. Среди славян была широко распространена вера в то, что весной первый гром пробуждает землю: после первой грозы вырастает трава, деревья покрываются зельнью, земля готова для посева и посадок. Молния,

    Попавшая в человека или дерево наделяла его здоровьем или волшебной силой.

    В славянских мифах обычно богов сближали с каким-либо растением. Считалось, что Перун связан с рябиной, красные ягоды которой напоминают

    Молниеносный цвет Перуна. Поэтому грозовые ночи получили название «рябиновые». Также цветком Перуна считался мифологический цветок папоротника.

    Существовало сказание, что в темную непроглядную ночь, ровно в 12 часов, под грозой и бурей, расцветает огненный цветок Перуна. Но цветок красуется лишь короткое мгновение. Кто хочет добыть цветок папоротника, тот должен накануне отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож, потом найти куст

    папоротника, очертить около него круг, разостлать скатерть и не сводить глаз с растения.. Как только загорится цветок, нужно его сорвать и спешить домой.

    Цветку папоротника приписывали могучую силу: обладающий им человек не боится ни бурь, ни грома, ни огня, делается недоступным влиянию злых чар и может повелевать злыми духами.

    ^ 2. Велес и Велесова книга

    Вместе с Перуном в в мифологии часто упоминался Велес, который считался богом домашних животных. Существует даже так называемая «Велесова книга». «Велесова книга»- это книга новгородских жрецов девятого века, посвященная богу древних славян Велесу. В книге отражена история многих европейских и азиатских народов (примерно от

    Второго тысячелетия до нашей эры до девятого века нашей эры).

    Загадочна и трагична история обретения ее. Во время гражданской

    Войны офицер белой армии Изенбек нашел в имении князей Куракиных дощечки с древнеславянскими записями. Он увез их за границу, решив спасти.

    Затем в Брюсселе писатель Миролюбов 15 лет переписывал и расшифровывал эти записи. Он переписал 75% текста. Во время второй мировой войны после смерти Изенбека весь его архив пропал, вероятно, сгорел.

    Остались лишь записи Миролюбова и фотография одной дощечки. Велесова книга - сложный и объемный источник древних знаний. Это послание из глубины тысячелетий нам, кто называет предков пренебрежительно – язычниками. Но Велесова книга язычниками именует враждебные славянам племена, верившие в иных богов.

    ^ 3. Солнечные божества

    Солнечные божества олицетворяли собой солнце как покровителя земли. Их именами были Даждьбог, Сварог, Хорс, Ярила, Купала.

    Сварог считался сначала высшим небесным божеством, лишь позднее его заменил Перун. Сварог учил людей ковать оружие, владеть им и обрабатывать

    Землю. Его сыновей называли Сварожичами. Сварожичем был Дажьбог – бог солнечного дня. О его рождении есть миф:

    Бог грозы Перун проезжал по берегу Дона. А на другом его берегу Девы-русалки водили хоровод. Одна ру салка - Рось, дочь Дона и Аси Святогоровны, пустила свой венок по волнам и спела Перуну:

    Если б милый осмелился. Дон переплыл, поборол бы течение быстрой реки - то герою тому я б любовь подарила,

    В жилах Перуна загорелась кровь, он обернулся птицей-гоголем и бросился в воды Дона. Но Дон, а это был сам Велес-Гвидон, взволновался и отбросил его на крутой берег:

    Ты, Перун Громовержец, Сварога сын! - вскричал Дон. - Ты не плавай, Перун, по моим волнам! Не гневи, Перун, Рода-батюшку, Ладу-матушку - богородицу и жену грозную!

    ^ И Рось пропела Перуну: "Видно, мне с тобою не встретиться. Видно, мне, Рябинушке тонкой, век качаться одной у речки далеко от высокого Дуба!»

    И тогда Перун пустил через реку молнию. Молния ударила в камень, за которым спряталась Рось. И в камне появился огненный образ.

    Рось отнесла этот камень к небесному кузнецу Сварогу. Тот обтесал камень, стал бить по нему молотом, и тогда из камня родился Тарх Дажьбог. И по сию пору волхвы спорят, чей сын Дажьбог - Перуна ли, пустившего в камень молнией, либо Сварога, бившего по камню молотом.

    ^ Так родился Дажьбог.

    Дажьбог был одним из самых почитаемых богов у славян

    Дажьбог

    ^ 4. Женское божество Макошь

    Женских богов в славянской мифологии было мало. Чаще всего в мифах встречается одно женское божество --Макошь, и оно поставлено на самом последнем месте, после священной собаки Симаргла, который летал на полях вокруг молодых посевов и охранял их. Зато в народных верованиях она связывалась с «матерью-сырой-землей" и была одной из самых почитаемых богинь. Земля для славян свята и чиста. Недаром во многих мифах всякая нечистая сила проваливается «сквозь землю», так как она не терпит ничего злого.

    Таким образом у древних славян сложилось представление, что небом и миром управляет мужское божество, а уделом женского божества остается земля, земная природа, плодородие возделанной почвы.

    ^ Мокошь

    III. Мифы о фантастических существах

    Наши славяне думали, что рядом с миром людей существует другой мир, «тот свет», населенный различными существами. Эти существа имели свои характерные признаки:

    Время появления

    Место обитания

    3. Определенный внешний вид

    К таким существам можно отнести лешего, домового, русалок, оборотней, полевого, водяного, кикимору, баенника и т.д.

    1. Домовой

    Домовой в восточнонославянской мифологии – это дух дома. Славяне представляли его в виде старика с лицом, покрытым белой шерстью. Различали два вида домовых: доможил и дворовый. Доможил поселяется в жилой и теплой избе, живет в ней на правах хозяина. Если при переходе из старой избы в новую хозяева не сумеют переманить домового, то он останется жить среди развалин в холодной избе.

    О дворовом говорили, что он живет во дворе и мучает тех домашних животных, которых невзлюбил.

    О происхождении домовых рассказывают такую легенду: «Когда Господь, при Сотворении Миря, сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу... на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли тогда, сюда те, которые были подобрее прочих, или так уж случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились да пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, что не согласна признать домовых за чертей»

    2.Водяной

    Водяной, согласно народным поверьям приносит один вред. Также они любят устраивать пиры и играть в азартные игры. Есть на эту тему такой рассказ:

    «Куштозерский водяной царь сошелся в азартной игре в кости с могучим царем, у которого были огромные владения. Никакой риск царю был не страшен, так как в игре он был искуснее. Водяной князь же проигрывался всякий раз, как только садился играть с могучим царем. Обычно дело кончалось тем, что он проигрывал и воду, и рыбу, а затем и сам попадался в кабалу. Проигравшись в пух и прах, князь уходил к царю зарабатывать проигранную сумму и жил у негов батраках,пока все не отработает. Когда же срок заканчивался, он возвращался в свое водяное логовище и обзаводился новой рыбой.»

    Недоброжелательность водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит каждого человека, являющегося в его водные владения.

    Он утаскивает в свои подводные комнаты всех, кто вздумает купаться в реках в реках и озерах после солнечного заката.

    3. Леший

    Леший – это хозяин леса. Если он идет по своим владениям, то ростом равняется с самыми высокими верхушками деревьев, а ели выходит для забав и шуток на лесные опушки, то становится ростом ниже травы.

    Леший не столько вредит людям, сколько проказничает и шутит. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей Миф о леших очень древний и существует многие тысячелетия.

    4.Волкодлаки

    Волкодлаки – это люди, умеющие превращаться в волка. В мифах говорится, что узнать в животном оборотня можно потому, что них колени задних ног повернуты вперед как у человека, а не назад, как у животного. По преданию стоит лишь найти в лесу гладко срубленный перь, воткнуть в него с приговором нож и перекувыркнуться через него, то станешь волкодлаком. Порыскав волком, надо забежать с противной стороны пня и перекувыркнуться обратно. Если же нож кем-нибудь похищен, то придется остаться волком навсегда.

    5. Полевой

    Полевой – это существо, охраняющее хлебные поля. Любимое время

    Полевого - полдень. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню. По характеру он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото, любит сыграть над человеком недобрую шутку. Про полевого известно очень мало

    Во всей славянской мифологии это едва ли не самый смутный образ.

    Полевой

    Y. Заключение

    Познание славянской культуры невозможно без изучения ее

    мифологии. В ней мы знакомимся с верованиями, обычаями, обрядами и

    праздниками наших предков. К сожалению, разнообразные стороны жизни

    и многие факты жизни древних славян до конца не установлены.

    Но с каждым годом, благодаря труду ученых, мы узнаем все больше

    подробностей о жизни в то время, и эти знания помогают сохранять нам

    традиции и помнить об истоках русского народа